Любая модель учебного дизайна предполагает этап "исследование". Но, как мне кажется, часто его делают очень поверхностного. Делюсь, опытом, как делаем исследование мы.
ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ.
Знаю, что многие ставят ключевой задачей "узнать ученика" - кто он, какой портрет, какие интересы, сколько времени он готов выделять на обучение, когда последний раз учился, с какими сложностями сталкивается... Для меня это вторичный вопрос.
Вот, какие задачи, ставим мы на исследование:
1. Узнать бизнес юнит. Важно понимать, что делает юнит, как выстроена работа, какие навыки должны быть у сотрудников, какие инструменты они используют. Максимальное погружение в бизнес-контекст очень важная составляющая для начала разработки обучения.
2. Исследовать запрос (проблему). Далее, важно детально понять проблему - откуда она взялась, почему именно сейчас стала актуальна, какие причины у возникновения запроса.
3. Изучить бест прэктис. Есть ли уже среди сотрудников те, кто умеет справляться с проблемой\задачей (это идеальный вариант)? А какие есть практики на рынке?
4. Узнать людей (ЦА обучения).
ИНСТРУМЕНТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.
Важно: инструменты размещены не в хронологическом порядке. Часто, последовательность инструментария выбирается из возможностей заказчика.
1. Интервью.
После снятия запроса наш методист собирает пул вопросов, которые мы хотим прояснить более глубоко. Чаще всего это вопросы про процесс работы, связанный с тем, который надо поправить. Узнаём у самих исполнителей, а в чём они видят сложности, какие причины, у кого получается хорошо, от чего это зависит, в каких ситуациях процесс идёт легче, а в каких - ошибок больше...
Встречаемся с линейными исполнителями и их руководителями. Бывает ещё со смежниками.
Длительность 1го интервью: от 40 до 60 мин
Кол-во: от 10ти, зависит от кол-ва подразделения.
По итогу всё собираем в таблицу, анализируем.
ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ.
Знаю, что многие ставят ключевой задачей "узнать ученика" - кто он, какой портрет, какие интересы, сколько времени он готов выделять на обучение, когда последний раз учился, с какими сложностями сталкивается... Для меня это вторичный вопрос.
Вот, какие задачи, ставим мы на исследование:
1. Узнать бизнес юнит. Важно понимать, что делает юнит, как выстроена работа, какие навыки должны быть у сотрудников, какие инструменты они используют. Максимальное погружение в бизнес-контекст очень важная составляющая для начала разработки обучения.
2. Исследовать запрос (проблему). Далее, важно детально понять проблему - откуда она взялась, почему именно сейчас стала актуальна, какие причины у возникновения запроса.
3. Изучить бест прэктис. Есть ли уже среди сотрудников те, кто умеет справляться с проблемой\задачей (это идеальный вариант)? А какие есть практики на рынке?
4. Узнать людей (ЦА обучения).
ИНСТРУМЕНТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.
Важно: инструменты размещены не в хронологическом порядке. Часто, последовательность инструментария выбирается из возможностей заказчика.
1. Интервью.
После снятия запроса наш методист собирает пул вопросов, которые мы хотим прояснить более глубоко. Чаще всего это вопросы про процесс работы, связанный с тем, который надо поправить. Узнаём у самих исполнителей, а в чём они видят сложности, какие причины, у кого получается хорошо, от чего это зависит, в каких ситуациях процесс идёт легче, а в каких - ошибок больше...
Встречаемся с линейными исполнителями и их руководителями. Бывает ещё со смежниками.
Длительность 1го интервью: от 40 до 60 мин
Кол-во: от 10ти, зависит от кол-ва подразделения.
По итогу всё собираем в таблицу, анализируем.

➡️по ссылке пример опросника, по которому мы исследовали работу автодилера в регионе, чтобы помочь выстроить и ускорить адаптацию в компании.
2. Массовый опрос.
После интервью получаем ряд данных, которые нужно проверить на массе сотрудников. Формируем вопросы, запускаем анонимную анкету, которую могут пройти все. Сверяемся - то, что мы узнали на интервью касается большинства или это "частные трудности".
Используем и закрытые вопросы, формата "на сколько важно в твоей работе...", так и открытые. По количеству вопросов: если закрытые, где просто надо выбрать вариант ответа, то можно и 10-15. Открытые вопросы - если больше 5ти, то на них начинают отвечать односложно.
3. Фотография рабочего дня.
Наш специалист тенью ходит за 1 сотрудником, фиксируя каждое его действие в течении дня. Тут мы проверяем, всё то, что нам "наговорили" до этого, проявляется ли реально в работе. Из-за дороговизны и времязатратности инструмента, нет возможности делать большой объём фото дня, но даже единичные исследования дают огромный пласт информации.
Почти всегда всплывает дополнительная информация по процессам\ситуации.
На что обратить внимание при запуске "фотографии дня":
После интервью получаем ряд данных, которые нужно проверить на массе сотрудников. Формируем вопросы, запускаем анонимную анкету, которую могут пройти все. Сверяемся - то, что мы узнали на интервью касается большинства или это "частные трудности".
Используем и закрытые вопросы, формата "на сколько важно в твоей работе...", так и открытые. По количеству вопросов: если закрытые, где просто надо выбрать вариант ответа, то можно и 10-15. Открытые вопросы - если больше 5ти, то на них начинают отвечать односложно.
3. Фотография рабочего дня.
Наш специалист тенью ходит за 1 сотрудником, фиксируя каждое его действие в течении дня. Тут мы проверяем, всё то, что нам "наговорили" до этого, проявляется ли реально в работе. Из-за дороговизны и времязатратности инструмента, нет возможности делать большой объём фото дня, но даже единичные исследования дают огромный пласт информации.
Почти всегда всплывает дополнительная информация по процессам\ситуации.
На что обратить внимание при запуске "фотографии дня":
- Сотрудник, который будет её осуществлять, должен быть в теме, не удастся отправить "стажёра", так как он не обратит внимание на важные аспекты и не увидит то, что увидит специалист.
- Составляя шаблон к отчёту по фотографии дня, учтитие те вещи, которые вам понадобяться далее в разработке. Например, фиксировать как часто и какой софт используют или на какой тип задач больше расходуют время (на картинке ниже).

➡️по ссылке шаблон для фотографии дня, каждый раз он правится под задачи заказчика.
4. Изучение документов.
Регламенты, инструкции, выполнение КПИ сотрудников и отделов (да и сама система мотивации), программы прошлого обучения... Тут всё может быть источником ценной информации.
Сюда же, можно отнести, изучение данных в СРМке, например, запись звонков с клиентами. Эти данные хорошо дополняют "фотографию рабочего дня" и делают картинку объёмной.
5. Опросник перед обучением.
И вот после всего этого, мы уже очень хорошо знаем нашу ЦА, сильно глубже, чем уровень "демографических данных", но всё равно полезно запустить опросник, направленный на понимание ученического опыта потенциальных участников, их потребностей, интересов, желания учиться, ожидания... Плюс, этот опросник становится разогревом перед обучением.
Мы разделяем опросник из второго пункта и этот: у них разные цели и задачи. И тут важно отправлять их не след-в-след, а с разницей, хотя бы в неделю.
Всё это даёт нам огромный пласт, позволяющий повысить качество учебного продукта. Вот только некоторые выгоды от проведения такого комплексного исследования:
📌 мы начинаем говорить на языке бизнеса (осознанно используем терминологию заказчика)
📌 мы собираем пул реальных кейсов для обучения
📌 мы видим проблему, но чаще - мы видим что проблема или не только та, с которой пришёл заказчик, или, что она совсем не та)))
📌 мы понимаем, кого лучше взять экспертом от бизнеса (это отдельный кайф, когда мы говорим заказчику, что хотим привлечь Петра Фёдорова, и получаем ответ "а откуда вы знаете, что он у нас главный эксперт". А мы уже знаем о подразделении очееень много)))
Регламенты, инструкции, выполнение КПИ сотрудников и отделов (да и сама система мотивации), программы прошлого обучения... Тут всё может быть источником ценной информации.
Сюда же, можно отнести, изучение данных в СРМке, например, запись звонков с клиентами. Эти данные хорошо дополняют "фотографию рабочего дня" и делают картинку объёмной.
5. Опросник перед обучением.
И вот после всего этого, мы уже очень хорошо знаем нашу ЦА, сильно глубже, чем уровень "демографических данных", но всё равно полезно запустить опросник, направленный на понимание ученического опыта потенциальных участников, их потребностей, интересов, желания учиться, ожидания... Плюс, этот опросник становится разогревом перед обучением.
Мы разделяем опросник из второго пункта и этот: у них разные цели и задачи. И тут важно отправлять их не след-в-след, а с разницей, хотя бы в неделю.
Всё это даёт нам огромный пласт, позволяющий повысить качество учебного продукта. Вот только некоторые выгоды от проведения такого комплексного исследования:
📌 мы начинаем говорить на языке бизнеса (осознанно используем терминологию заказчика)
📌 мы собираем пул реальных кейсов для обучения
📌 мы видим проблему, но чаще - мы видим что проблема или не только та, с которой пришёл заказчик, или, что она совсем не та)))
📌 мы понимаем, кого лучше взять экспертом от бизнеса (это отдельный кайф, когда мы говорим заказчику, что хотим привлечь Петра Фёдорова, и получаем ответ "а откуда вы знаете, что он у нас главный эксперт". А мы уже знаем о подразделении очееень много)))
6. Отчёт.
Чуть не забыл. Обязательно исследование заканчивается презентацией, с подробным отчётом. Часто, презентации бывает 2:
Когда я говорю про исследование перед обучением, я подразумеваю именно такое, комплексное исследование, нацеленное на понимание устройства подразделения (бизнеса), выполняемых работ, барьеров, сложностей и используемых инструментов.
В итоге, наше обучение будет не только ДЛЯ, но и ПРО конкретную команду, на их экспертизе, их продуктах, их кейсах.
Вместо заключения: когда-то, я был уверен, что исследование это некая необязательная ерунда, в которой мы узнаём интересы аудитории и то, какая она. Но, чем дольше был мой путь в обучении, тем больше исследование обрастало инструментарием и глубже укоренялась моя вера в то, что без исследования просто нельзя.
Надеюсь, это статья поможет вам в вашем следующем проекте.
FAQ: есть самый полпулярный вопрос про исследование - так нам заказчик говорит, времени нет, надо срочно делать обучение, как тут исслдеовать?
Исходя из опыта сложились вот такие варианты поведения при "тороплении":
Чуть не забыл. Обязательно исследование заканчивается презентацией, с подробным отчётом. Часто, презентации бывает 2:
- Для заказчика, с подробным разбором всего, что увидели и того, как это повлияет на разработку обучения.
- Для участников исследования (сотрудников), так как им тоже интересно, а в чём они принимали участие. Иногда, делаем вебинар для участников, где рассказываем о результатах исследования и спойлерим новое обучение.
Когда я говорю про исследование перед обучением, я подразумеваю именно такое, комплексное исследование, нацеленное на понимание устройства подразделения (бизнеса), выполняемых работ, барьеров, сложностей и используемых инструментов.
В итоге, наше обучение будет не только ДЛЯ, но и ПРО конкретную команду, на их экспертизе, их продуктах, их кейсах.
Вместо заключения: когда-то, я был уверен, что исследование это некая необязательная ерунда, в которой мы узнаём интересы аудитории и то, какая она. Но, чем дольше был мой путь в обучении, тем больше исследование обрастало инструментарием и глубже укоренялась моя вера в то, что без исследования просто нельзя.
Надеюсь, это статья поможет вам в вашем следующем проекте.
FAQ: есть самый полпулярный вопрос про исследование - так нам заказчик говорит, времени нет, надо срочно делать обучение, как тут исслдеовать?
Исходя из опыта сложились вот такие варианты поведения при "тороплении":
- (актуально для провайдеров) Начинаем исследование ещё до подписания договора. Как показывает практика, ещё ни один договор не согласовывался за 1 день, поэтому, пока идёт весь бюрократический путь, мы уже успеем всё исследовать.
- Делаем исследование параллельно с началом разработки обучения. Одна команда исследует, вторая начинает делать матрицу проекта, собирать первый контент. Хорошее исследование, при наличии ресурса, можно сделать за 5 дней.
- Объясняем, что мы сделаем без исследования, но программа будет типовая, усреднённая. Не про вас. Но если дадите нам всего 5 дней, то программа будет лучше достигать заявленной цели. Работает.