Статья блога

Микролёнинг

2025-11-28 12:10 Форматы
Договоримся о понятиях.

Минутка занудства. Давайте договоримся, что есть:
- методы обучения (синхронный\асинхронный, смешанный, дистанционный…) и есть
- форматы подачи материала (тренинг, лекция, электронный курс…).
В таком подходе, Микролёнинг это именно метод обучения. С этой точки зрения, не совсем верно будет говорить: мы в обучении используем тренинги, курсы, микролёнинги, так как внутри Микролёнинга могут быть самые разные форматы. Но, это важно, если прям докапываться к форме, а не к сути.
На этом заканчиваю занудство.

В мире победивших шортсов и рилсов у учебного контента тоже не было шанса не стать “микро”, хотя это движение началось сильно раньше, и я использую этот формат года с 2016го. В статье расскажу:

  • где уместно использовать микролёнинг (в дальнейшем МЛ), а где он будет вреден
  • почему МЛ крайне важен и нужен в корпоративном обучении
  • каким бывает МЛ
  • как подойти к проектированию МЛ
Кстати, вопрос к вам - а является ли эта статья МЛ?

Что такое МЛ?

Нет единого стандарта, чаще всего, так обозначают форматы асинхронного обучения, длительностью до 10-15 минут. Хотя, 20ти минутный тренинг, который проводит утром эксперт для команды - тоже вполне себе МЛ.

Везде ли уместно использовать МЛ?

Как и любой профессиональный инструмент, МЛ имеют узкую зону применения, чаще всего как дополнение к основному обучению.
Давайте будем честны, МЛ может помочь освоить новый инструмент, но вряд ли будет уместно там, где надо изменить профессиональное мышление. Так что МЛ не может быть основным инструментом при обучении новичков, профессиональной переподготовке, кадровом резерве…
То есть, вопрос "использовать или не использовать МЛ" зависит не от типа компании, отрасли, уровня должности, а от задач, которые стоят перед обучением.

В каких же задачах нам пригодиться МЛ?

#1 Когда нам нужно дать дополнительную или новую информацию по теме, в которой ученик хорошо разбирается.
Пример: у оператора сотовой связи вышел новый тариф. Информацию о его преимуществах и важных аспектах можно дать продавцам в формате МЛ. А вот обучать в целом пониманию тарифной сетки, устройству связи, устройству работы ПК - стоит более длительными форматами.

#2 Когда надо повысить насмотренность ученика в теме.
Пример: обучение по инструментам и принципу постановки задач происходило в классическом формате, а разбор необычных ситуаций при использовании SMART был реализован в МЛ, после тренинга.

#3 Моё любимое - когда надо помочь организовать перенос знаний в работу.
Пример: обучение по обратной связи происходило на тренинге, а пост-тренинг был в формате МЛ и интегрирован прямо в работу.

#4 Когда надо освежить знания.
Пример: операторы колл центра обучались работе с конфликтными ситуациями на тренинге год назад. Сейчас было решено провести МЛ, чтобы актуализировать навык в разрезе нового приобретённого опыта.

#5 Когда надо сфокусировать участника на теме (это бьётся с 3м пунктом).
Контент МЛ позволяет возвращать к нужной теме участника на длительном отрезке времени.
Пример: МЛ помог участникам менеджерской программы каждый день вспоминать и фокусироваться на значимости обратной связи в работе с подчиненными.

#6 Когда надо вовлечь в обучение сотрудников, которые “обучены-переучены”.
Пример: использование МЛ и геймофикации (начисление баллов за выполненные заданий и формирование рейтинга) позволило вовлечь опытных продавцов в обучение по теме “работа с возражениями”.

Два правила и две аксиомы.

Аксиома #1: если контент порезать на куски, он не станет от этого микро-лёнингом. То есть, если взять лекцию, порезать её на 10ти минутные куски - она так и останется лекцией, просто порезанной.

Аксиома #2: если участнику просто прислать карточки в телеграмме, это ещё не МЛ. Это просто передача информации. Но это может быть частью МЛ.

Правило #1: МЛ требует отдельного методического проектирования. Условно - каждая единица контента должна быть законченным продуктом. Чаще всего, каждая единица будет содержать 1-2 элемента из цикла Колба. В идеале: когда несколько единиц МЛ образуют цикл Колба.

Пример: утром изучил инструмент (лонгрид), днём попробовал его в рамках задания (задание с ОС от куратора), вечером отрефлексировал про первый опыт применения (задание с благодарностью от куратора), а в пятницу, на созвоне группы поделился, как происходит интеграция в опыт данного инструмента (ответ на вопрос на встрече). В этом примере 4 точки МЛ образуют полноценный опыт, который выходит за рамки учебного и помогает интеграции инструмента в работу.

Правило #2: разрозненные единицы контента МЛ должны быть объединены в какую-то единую сущность, будь то марафон в мессенджере или траектория в ЛМС. МЛ начинает работать только тогда, когда он становиться регулярным на каком-то значимом промежутке времени (от 3х дней до…). То есть прочитать раз в неделю статью - это не МЛ!

То есть, когда вы проектируете МЛ, проектируйте целиком опыт ученика, а не разрозненные единицы контента.

Вместо резюме.

Микролёнинг полезен в корпоративном обучении, но имеет узкий профиль применения. Он может помочь внедрить инструмент сразу в работу: получил инструмент - попробовал, получил ОС, отрефлексировал, снова попробовал...
Но всё обучение перевести в МЛ не удастся. Хотя, думаю, процентов 40 обучения в корпорате может быть в этом формате. Только помните, что МЛ без куратора (человека, который поддерживает участника) почти бессмысленен)))

P.S.: в начале статьи и я спрашивал - “является ли она микролёнингом”, ответ - нет. Так как статья содержит только один элемент из цикла Колбы и является просто источником информирования, но не обучения.