Вчера выступал на встрече СберУнивера про развитие сотрудников L&D команд - что-то вроде "сапожник с сапогами". Я делился двумя вещами:
- Форматы развивающих встреч команды. Об этом я писал ранее в канале.
- Какие скиллы есть у команд обучения в современных реалиях. И этот блок опишу чуть подробнее.
Думаю, многие знают про T-shape модель профессионала.
Это про то, что раньше большинство специалистов были специалистами только в своей профессии
(I - специалисты), теперь же более востребованы люди, у которых есть навыки не только в своей профессии, но и в смежных. Лет 5 назад мне попалась на глаза концепция "4-х уровневая модель профессионала" и она мне нравиться больше, так как лучше описывает путь современного профессионала (не только в L&D).
Кстати, эту концепцию можете использовать на фасилитационных сессиях отделов, если одна из целей - понять, куда нам расти, как профессионалам.
Вот эти уровни:
1. Специалист в одной области (например, "тренер").
2. Специалист в одной области + знания в смежной (тренер начинает разбираться в электронном обучении).
3. Специалист в нескольких смежных областях (тренер ведёт стратсессии, разрабатывает электронные учебники, администрирует ЛМС).
4. Специалист в нескольких НЕСМЕЖНЫХ областях (тренер может написать бота на питоне). Думаю, логика понятна. Кажется, именно так и проходило развитие специалистов в корпоративном обучении на протяжении последних 20 лет. При этом, я бы добавил от себя ещё один уровень.
5. Специалист становится партнёром бизнеса.
Это то, к чему мы приходим. Обучение будет становиться партнёром бизнеса, это неизбежно. Но это большой переход, фактически, переход на уровне смыслов.
Это про то, что раньше большинство специалистов были специалистами только в своей профессии
(I - специалисты), теперь же более востребованы люди, у которых есть навыки не только в своей профессии, но и в смежных. Лет 5 назад мне попалась на глаза концепция "4-х уровневая модель профессионала" и она мне нравиться больше, так как лучше описывает путь современного профессионала (не только в L&D).
Кстати, эту концепцию можете использовать на фасилитационных сессиях отделов, если одна из целей - понять, куда нам расти, как профессионалам.
Вот эти уровни:
1. Специалист в одной области (например, "тренер").
2. Специалист в одной области + знания в смежной (тренер начинает разбираться в электронном обучении).
3. Специалист в нескольких смежных областях (тренер ведёт стратсессии, разрабатывает электронные учебники, администрирует ЛМС).
4. Специалист в нескольких НЕСМЕЖНЫХ областях (тренер может написать бота на питоне). Думаю, логика понятна. Кажется, именно так и проходило развитие специалистов в корпоративном обучении на протяжении последних 20 лет. При этом, я бы добавил от себя ещё один уровень.
5. Специалист становится партнёром бизнеса.
Это то, к чему мы приходим. Обучение будет становиться партнёром бизнеса, это неизбежно. Но это большой переход, фактически, переход на уровне смыслов.
P.S: "А вот, что может сделать современный отдел обучения":
БАЗА:
- тренинги
- курсы
- вебинары
- методички, презентации
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАДСТРОЙКА:
- исследования
- стратсессии
- запись и монтаж видео/аудио
- разработка контента под VR/ соцсети
- промт-инжиниринг
- коучинг
- бизнес-игры (разработать и провести)
- фасилитация
СМЕЖНЫЕ ПРОФЕССИИ:
Зачем нам, командам обучения, уметь столько разного, в том числе, выходящего за рамки классического L&D?
Да всё просто, чем шире наш набор скиллов, тем разнообразнее и более точно мы сможем подобрать инструмент к запросу бизнесу. Я знаю отделы, которые на любой запрос предлагают провести тренинг.
Не надо так.
Поделитесь, что самого необычного приходилось делать вам в рамках выстраивания программы обучения?
- собрать чат-бота
- лёгкий кодинг или зеро кодинг
- дизайн и вёрстка печатных материалов (книг)
- собрать сайт
Зачем нам, командам обучения, уметь столько разного, в том числе, выходящего за рамки классического L&D?
Да всё просто, чем шире наш набор скиллов, тем разнообразнее и более точно мы сможем подобрать инструмент к запросу бизнесу. Я знаю отделы, которые на любой запрос предлагают провести тренинг.
Не надо так.
Поделитесь, что самого необычного приходилось делать вам в рамках выстраивания программы обучения?