Марафоны в обучении. Что это?
Лет 7-8 назад команды обучения, стали всё активнее использовать мессенджеры в обучении. В начале это просто как место сбора группы, а дальше уже и как полноценный вспомогательный инструмент в обучении. Мне повезло работать в то время в провайдере, который использовал формат “мобильного тренинга”, как один из основных. Я не буду сейчас вдаваться в терминологические различия, и дальше буду использовать термин “марафоны”, вместо “мобильный тренинг”, как более известный.
Итак, договоримся о понятиях. Марафон - это длительное групповое дистанционное обучение, где учебный контент доставляется в мессенджер учащегося небольшими порциями. Могут быть использованы и другие технические решения, но мессенджер выступает центральным, связующим звеном. Чаще всего, марафон проходит параллельно с основной работой (я буду говорить о формате, только в контексте корпоративного обучения). Формат относят к категории микро-обучений, так как контент и задание должны быть короткими, 10-15 минут - идеально.
И почему же это круто?
Где уместен марафон в корпоративном обучении?
Лет 7-8 назад команды обучения, стали всё активнее использовать мессенджеры в обучении. В начале это просто как место сбора группы, а дальше уже и как полноценный вспомогательный инструмент в обучении. Мне повезло работать в то время в провайдере, который использовал формат “мобильного тренинга”, как один из основных. Я не буду сейчас вдаваться в терминологические различия, и дальше буду использовать термин “марафоны”, вместо “мобильный тренинг”, как более известный.
Итак, договоримся о понятиях. Марафон - это длительное групповое дистанционное обучение, где учебный контент доставляется в мессенджер учащегося небольшими порциями. Могут быть использованы и другие технические решения, но мессенджер выступает центральным, связующим звеном. Чаще всего, марафон проходит параллельно с основной работой (я буду говорить о формате, только в контексте корпоративного обучения). Формат относят к категории микро-обучений, так как контент и задание должны быть короткими, 10-15 минут - идеально.
И почему же это круто?
- Мы доставляем контент не только в место работы ученика, но и во время работы. То есть, снижаем почти до 0 промежуток от “узнал инструмент” до “попробовал”. Это всегда было одной из средневековых болей классического обучения. На тренинге человек получил инструмент, он ему показался эффективным, но пока он дойдёт до применения, может потерять и запал, да и про сам инструмент забыть.
- Соревноваться, выигрывать и получать призы любят многие. Поэтому рейтинг — это значимый инструмент в рамках марафона. Участники хотят видеть продвижение и вовлекаются в процесс обучения быстрее. Иногда в соревнование вовлекаются даже те, кто вообще не участвует в марафоне, в качестве поддержки своих коллег.
- Групповая синергия. За счет наличия рейтинга, чата, комментариев и реакций — участники понимают, что они не одни в этом океане обучения. Обсуждение, споры, поддержка — это то, что двигает групповую динамику марафона. А если марафон длится больше недели, то там могут быть все стадии групповой динамики.
- Проведение из любого мета. Да, команде обучения удобно, то что марафон - это дистанционный формат, который можно вести откуда угодно. У нас был разный опыт, например проведение марафона, находясь на Бали.
- Всё в смартфоне, который все и так используют постоянно. Просто вместо пролистывания телеграмм каналов участник заходит в тг канал марафона. То есть, мы стараемся не участника привести в место обучения, а обучение принести в место обитания участника.
- Участники могут “показать себя”. В заданиях, в чате марафона и в результатах. Показать свой опыт, свои знания, поделиться опытом и мыслями. Это драйвит на большие результаты и создает вовлеченность в другие обучения. В общем, плюсов сильно больше, но остановлюсь на этих. Не хочу делать из этого поста нечитаемую простыню.
Где уместен марафон в корпоративном обучении?
- Как элемент посттренинга, помогающий внедрить новые скиллы в работу.
- Как самостоятельный формат, когда новый инструмент требует лишь инструкций - делай раз, делай два...
- Как мотивационное обучение, когда надо сделать быстрое влияние на бизнес-результат.
Задания.
Для меня, именно задания - это центр марафона. Иногда, проектирование марафона мы начинаем с заданий (что человек должен делать) и только потом прописываем контент, который поможет эти задания выполнить.
Особенности заданий в марафонах.
Ключевая цель и особенность марафонов, как формата - это внедрение новых инструментов в работу. Поэтому и задания отличаются от классических в обучение. Тут менее важны задания на проверку/упаковку знаний. Важнее - помочь с внедрением. Вот какие типы заданий мы чаще используем в марафонах:
1.Задания с артефактами.
Это задания формата “сделай - приложи артефакт(доказательство)”. Идеально подходит, если:
Тут всё просто, чаще всего такие задания звучат так - “попробуй применить инструмент в ближайшее время (ближайших встречах/переговорах/звонках) минимум 5 раз и поделись своими наблюдениями, для этого ответь на 3 вопроса". Вопросы, что-то типо:
Идеально, когда эти задания идут в связке, сначала артефакт (подтверждение, что человек попробовал), потом рефлексия (осознание этого опыта). Но, даже если у вас не будет подтверждения того, что человек попробовал, то вопросы на рефлексию всё равно дадут новый опыт. Они заставят человека представить, как если бы он это сделал, то что могло бы произойти, тем самым, новые нейронные связи тоже появятся. Да, это слабое утешение, но если у вас нет других инструментов проконтролировать применение, то придётся довольствоваться малым.
Для меня, именно задания - это центр марафона. Иногда, проектирование марафона мы начинаем с заданий (что человек должен делать) и только потом прописываем контент, который поможет эти задания выполнить.
Особенности заданий в марафонах.
Ключевая цель и особенность марафонов, как формата - это внедрение новых инструментов в работу. Поэтому и задания отличаются от классических в обучение. Тут менее важны задания на проверку/упаковку знаний. Важнее - помочь с внедрением. Вот какие типы заданий мы чаще используем в марафонах:
1.Задания с артефактами.
Это задания формата “сделай - приложи артефакт(доказательство)”. Идеально подходит, если:
- У участников часть коммуникаций по телефону - мы предлагаем приложить запись разговора с использованным инструментом.
- Если инструмент наблюдаемый, то подключаем руководителя/наставника, даём ему инструкцию - “пронаблюдать, заполнить чек-лист, дать ОС”, а ученик прикладывает заполненный наставником бланк в задание (тут есть дополнительный импакт - подключить руководителя во внедрение нового инструмента в работу).
- Если инструмент связан с тайм-менеджментом, анализом. Предлагаем использовать его в блокноте, а в задание прикладывать фото из блокнота со страницами, где использован инструмент(доп. импакт - инструмент попадает в ежедневник ученика, что повышает вероятность дальнейшего использования).
Тут всё просто, чаще всего такие задания звучат так - “попробуй применить инструмент в ближайшее время (ближайших встречах/переговорах/звонках) минимум 5 раз и поделись своими наблюдениями, для этого ответь на 3 вопроса". Вопросы, что-то типо:
- Какие были реакции у твоих собеседников, когда ты использовал инструмент.
- Как ты оцениваешь, как повлияло использование инструмента на диалог.
- Опиши подробно, как происходило применение инструмента - что ты говорил, как отвечал/реагировал собеседник, что происходило далее.
- Какие ощущения были у тебя, когда ты применял? Что у тебя получилось, а что вызвало сложности?
- Какие сложности были у тебя сегодня при использовании?
- Какие выводы ты сделал для себя про эффективность этого инструмента? Как часто ты планируешь его использовать завтра?
Идеально, когда эти задания идут в связке, сначала артефакт (подтверждение, что человек попробовал), потом рефлексия (осознание этого опыта). Но, даже если у вас не будет подтверждения того, что человек попробовал, то вопросы на рефлексию всё равно дадут новый опыт. Они заставят человека представить, как если бы он это сделал, то что могло бы произойти, тем самым, новые нейронные связи тоже появятся. Да, это слабое утешение, но если у вас нет других инструментов проконтролировать применение, то придётся довольствоваться малым.