VR в обучении.
Есть минимум 2 направления применения VR в обучении и они между собой совсем не связаны:
Диалоговый тренажёр в VR - это фактически единственный способ сделать коммуникативную тренировку в дистанционном формате, без привлечения дополнительных людей. Да, в скорме тоже можно сделать “диалоговый тренажер”, где надо выбрать правильную реплику, только это чушь, а не тренажёр. Объясню, в таком “тренажёре” вы отрабатываете речевую коммуникацию не произнося не слова, а просто тыкая пальцем (или мышкой) по экрану.
И только в VR ты действительно нарабатываешь речевой навык, так как тебе физически нужно говорить.
Как это может работать:
Вместо резюме.
Я делал А/Б тесты по использованию/не использованию VR и точно знаю - эффект есть. И мне понятно, откуда этот эффект. При этом, я не могу назвать себя евангелистом VR-обучения. Вот такая странность.
Есть минимум 2 направления применения VR в обучении и они между собой совсем не связаны:
- VR, как тренажёр для hard skills. Сейчас популярен в нефтегазовой отрасли, там имитируют работу с оборудованием.
- VR, как тренажёр коммуникативных навыков.
Диалоговый тренажёр в VR - это фактически единственный способ сделать коммуникативную тренировку в дистанционном формате, без привлечения дополнительных людей. Да, в скорме тоже можно сделать “диалоговый тренажер”, где надо выбрать правильную реплику, только это чушь, а не тренажёр. Объясню, в таком “тренажёре” вы отрабатываете речевую коммуникацию не произнося не слова, а просто тыкая пальцем (или мышкой) по экрану.
И только в VR ты действительно нарабатываешь речевой навык, так как тебе физически нужно говорить.
Как это может работать:
- В месте работы (офис, магазин, локация…) должны быть очки.
- Сотрудник, проходит некий дистанционный курс, а на тренировку берёт очки, называет себя и проходит ту тренировку, которая ему запланирована.
- Администратор/модератор видит результаты участника, что у него получается, а где он допускает ошибки. Из опыта: Тренировки стоит делать короткие, 5-10 минут, они должны быть регулярными (идеально каждое рабочее утро, как зарядка для речевого аппарата), сценарии в тренировках должны меняться/усложняться (проходить одно и то же скучно).
- Каким-то образом VR так и не взлетел. Почти все демо проекты по VR, которые делали, показывали улучшение скила и влиянии на результат. Стажёр, отрабатывающий коммуникативные навыки в VR выходит быстрее на план, чем тот, кто не использовал VR. При этом, какого-то ажиотажа это не создаёт.
- Знаю, что многие до сих пор думают, что это дорого. Вообще нет, сейчас есть подписочные модели, одни очки могут быть доступны на большую аудиторию (например, человек на 60). Итоговая цена будет сильно меньше, чем взять джуниор-сотрудника для отработки практики.
- Возможно, ключевая сложность - это физически сами очки. Они должны на ком-то числиться, кто-то должен нести за них ответственность.
- Ещё одна сложность - встроить тренировки в VR в общий процесс обучения, соединив всё в одной LMS. Понимаю, что часто в корпорате налаженная простая система будет приоритетней, чем ручное управление фермой технологий/форматов.
Вместо резюме.
Я делал А/Б тесты по использованию/не использованию VR и точно знаю - эффект есть. И мне понятно, откуда этот эффект. При этом, я не могу назвать себя евангелистом VR-обучения. Вот такая странность.