Статья блога

Культура обучения. Теория разбитых окон

2025-02-25 11:49 Размышления
Глава 1.

“Теория разбитых окон” - вы точно слышали о ней, так как она часто встречается в нон фикшен литературе. Кратко напомню:
Разбитые окна - порождение ума криминалистов Джеймса Уилсона и Джорджа Келинга. По их теории преступность - это неизбежный результат отсутствия порядка. Если окно разбито и не застеклено, то люди, проходящие мимо, решают, что всем всё равно и никто ни за что не отвечает. Вскоре будут разбиты и другие окна и ощущение безнаказанности распространиться от одного дома на другие…

(цитата из “Переломный момент” Малкольма Гладуэлла)
Для меня эта теория про КУЛЬТУРУ поведения в конкретном месте. Есть довольно много исследований, которые показывают, что люди меняют своё поведение, в зависимости от культуры места, куда они приехали.

Самый известный кейс, как теория разбитых окон помогла повлиять на ситуацию - это история про НьюЙоркское метро, напомню:

В 80х в НьюЙорке был высокий уровень преступности. Новый начальник полиции метрополитена (а именно метро было один из рассадников преступности), начал борьбу с ней очень нестандартно, по методу "разбитых окон". Вот 3 действия, которые описаны Гладуэллом:

📌 Отмывали электрички от граффити. Граффити были теми самыми разбитыми окнами - они показывали, что тут всем наплевать на порядок.

📌Полиция вылавливала тех, кто пытался проникнуть без билета в метро. Это казалось бессмысленным, так как оформлять административку за такое правонарушение казалось бессмысленной тратой времени. Тем самым показывали - наши глаза везде, даже мелкое нарушение не останется незамеченным.

📌Вылавливали людей, кто был в метро в изменённом состоянии. Кажется, мелочь, но, и сами такие люди склонны к нарушениям, плюс, их наличие снижает “уровень культуры” у окружающих.

Не самые очевидные действия. И у них было много противников, так как казалось, что это слишком мелко, надо заниматься серьёзными вопросами, а не на безбилетников оформлять административки.
Но, в итоге, именно эти действия заложили основу успеха. Они изменяли культуру поведения в метро.
Кстати, через 8 лет руководитель полиции метро был повышен до руководителя полиции всего NY.

Вот такая история, но причём тут обучение?
Глава 2.

Почему меня так торкнул сейчас этот кейс, ведь я знал о нём лет 15 уже? В моей голове "теория разбитых окон" соединилась с концепцией, которую я проповедую в выстраивании "культуры обучения" в компаниях. Если совсем просто:
Учиться должно быть выгоднее, чем не учиться.
Что я вижу сейчас?

Большинство заказчиков корпоративного обучения говорят мне примерно так: Виталик, давай без дистанционных форматов, ограничимся парой тренингов. На тренинги мы ещё людей затащим, а вот что-то делать самостоятельно они не будут.

Часто, даже когда компания купила ЛМС - она простаивает имея маленькие цифры в прохождении обучений.

Знакомая ситуация?
Что делают заказчики в такой ситуации? То, что кажется очевидным:
📌Заказывают красивые, игровые курсы, а лучше с видео, чтобы людям вообще не надо было прилагать усилий.
📌Ищут крутых, ярких, вовлекающих тренеров, чтобы участникам обязательно понравилось на тренинге.
📌Вычёркивают из КП все элементы, которые напрягут участников и заставят их что-то делать самостоятельно до или после тренинга.
Всё это раздувает бюджет, но имеет мало общего с эффективностью обучения.

Ладно-ладно, может я нагнетаю и всё не так печально, но то что я рассказываю частая история.

Если у вас "не принято учиться", то бессмысленно делать всё более и более красивые курсы\ вовлекающие тренинги\ приглашать топовых экспертов. Надо заниматься "разбитыми окнами" - проявлениями того, что здесь можно не учиться и в целом, всем на это пофиг. Надо сделать так же, как и в NY начала 90х, в метро.
Глава 3.

Если обратиться к теории разбитых окон, то нам надо искать решение не в самом обучении, а в том, что происходит вокруг, в том, что создаёт культуру. И искать, какие мелкие, а на самом-то деле не мелкие, изменения могут повлиять на то, будут ли люди учиться или нет.

Вот несколько триггеров разбитых окон в обучении:
📌Люди не знают, как построено обучение в компании
📌Руководители не знают, как могут развиваться их сотрудники
📌Руководители не учатся (или это не афишируется)
📌Ну и ключевое: не предусмотрены наказания за “забивание на обучение”. Если человек проигнорировал обучение и ему за это ничего не было - это “разбитое окно” на самом видном месте фасада.

Да-да, знаю, что наказывать плохо. Многие транслируют классическую мысль Ноулза - для мотивации учиться взрослый должен чётко понимать, зачем ему учиться, что он получит от этого. По-моему, это чушь. Долгое время с курением боролись при помощи просвещения. Минздраву казалось, что если люди будут знать о вреде курения, то они не станут этого делать. Через некоторое время проверили - оказалось, люди знают о вреде курения и многие курильщики даже считают его опаснее, чем считает медицина (по опросам курильщики считали, что курение сокращает жизнь на 9 лет, хотя медицина считает, что на 6). И что, они бросили курить? Нет.

Мы реально думаем, что взрослые люди не понимают пользы от обучения? Предлагаю очень простой тест - скорее всего, если ты читаешь эту статью, то ты как-то связан с обучением, ответь на вопрос - когда ты последний раз проходил настоящее обучение. Что я подразумеваю под настоящим обучением - это то, которое изменило твои рабочие подходы. Обучение, после которых ты либо поменял какой-то процесс в работе, либо добавил новый инструмент в неё…
Я знаю специалистов в обучении, которые уже лет 5 не учились. Какой там ИИ… Так вот, неужто мы, обученцы, не понимаем ценности от обучения? Если я сейчас напишу тебе крутые пункты, которые ты получишь от работы со мной, ты сразу побежишь записываться? Да вряд ли.

Культура создаётся не только пряниками, но и кнутами. Давай добавлю ещё один пример, который я часто вспоминаю:

Я водитель с большим летним стажем и застал времена, когда не пропускали на пешеходном переходе. Это сейчас молодёжь думает, что это у нас такой культурный код, относиться с уважением к пешеходам. А раньше, тебе ещё могли и посигналить на пешеходном переходе - куда выперся! А потом бахнули большой штраф и гайцы (тогда были именно гайцы, а не гибддшники) стали караулить в кустах за пешеходниками. Очень быстро водители стали пропускать, ведь кто-то сам попался, кому-то друзья рассказывали, что заплатили полторашку. Теперь же, кто этого не застал, уверены, что это культурный код такой))))

Именно так и формируется культура.
В общем, коллеги, у нас с вами сложнейшая задача:
сделать так, чтобы учиться было выгоднее, чем не учиться.

Как мы это сделали в одной большой компании я описывал в статье про вовлечение.
Надеюсь, мои размышления помогут вам чуть по другому взглянуть на корпоративное обучение)))